Понедельник, 06.05.2024, 11:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость


"О вредных привычках... и плохих примерах"

Как известно, привычки бывают хорошие и плохие. Все хорошие привычки детей родители считают своей заслугой, а в плохих обвиняют улицу, друзей.

Но стоит ли так уж пугаться плохих привычек?
Во-первых, любая привычка имеет в основе своей какую-либо потребность. А потому бороться с ней запретами и наказаниями зачастую просто невозможно.
Во-вторых, вредными привычками родители часто считают те, которые не нравятся им самим. На самом деле, деление привычек на хорошие и плохие весьма условно.
Взрослые прекрасно это понимают, когда речь идет об их собственных «странностях». Но к детям мы обычно бываем более требовательны.
В-третьих, появление привычек и наклонностей в большей степени обусловлено чертами характера и воспитанием в раннем детстве, поэтому «дурной» пример –– не так уж страшен для того, кто благодаря родителям и ближайшему окружению с младенчества усвоил, что такое хорошо и что такое плохо.
Когда возникают привычки?

Первые привычки возникают еще в раннем детстве на основе новых знаний. Научился малыш сам одеваться и раздеваться – можно формировать привычку аккуратно складывать свою одежду. Научился ребенок хорошо читать – можно развить привычку читать каждый день. Пошел ребенок в школу – возникает привычка складывать портфель вечером (или наспех утром – смотря как приучишь). Итак, привычки формируются тогда, когда у ребенка появляется новый вид деятельности (новые обязанности), новые умения или новые вещи.
Иногда родители сами нехотя создают плохие привычки, вместо того, чтобы их избежать. Например, ребенок плачет в магазине, требуя купить ему игрушку. Мама, чтоб успокоить ребенка (или еще лучше – чтобы не обращать на истерику внимание окружающих), покупает. И когда мама и дальше будет потокать истерикам ребенка, то ребенок будет добивать того, что ему необходимо. Родители не понимают, что сила привычки – очень сильная. Балованных детей очень сложно перевоспитать в будущем, поэтому старайтесь не допускать этого с первых дней жизни.

Процесс исправления плохих привычек может превратить жизнь родителей и детей в ад, если родители каждую минуту повторяют: «Собери свои вещи», «Помой обувь», «Сделай тише звук». Родители нервничают, ребенок злится, отношения портятся. Поэтому искоренение плохих привычек требует от родителей еще большего терпения.

Задумывались ли вы, что наши дети в самом прямом смысле являются нашим зеркалом

Можно бесконечно долго сетовать на упрямство или на обидчивость своего сына или дочери, но чаще всего та противная плаксивая интонация, с которой маленький нехочуха отказывается от такой полезной овсяной каши или требует вести его на прогулку в самую дальнюю песочницу, „сфотографирована" именно с вас.

Что ж, можно принять этот факт к сведению и продолжать бороться с дурными привычками своих детей. Но не проще ли повоспитывать себя, чтобы отражающее вас зеркало показывало исключительно приятную глазу картинку?

Тем более что старинная мудрость гласит: „Рано или поздно твой сын последует твоему примеру и привычкам, а не твоим советам".

Итак, приступаем к планомерной и нелегкой работе над собой!

«День за днем»

Следим за речью
Несмотря на то что некоторые детские психологи не согласятся с нами, мы считаем, что «испортить» ребенка не так уж просто, особенно если вы воодушевляете и поддерживаете его. Если ваши поощрения будут соизмеримы с его поступками (никаких парков развлечений в обмен на уборку комнаты; вы ведь должны поощрять, а не подкупать), едва ли можно переусердствовать с проявлениями любви, заботы и поддержки. Не употребляйте ненормативную лексику сами и ограничивайте в выражениях окружающих малыша людей. Идите дальше — не опускайтесь до грубоватого, просторечного стиля общения. Почаще ставьте себя мысленно на место своего ребенка. Разве вам понравится, если близкий человек злобно рявкнет: „Я кому сказала: выключай мультики и быстро мыть руки — обед на столе!" Привычка орать не по делу не добавляет общению теплоты. Избавляйтесь от командного тона — вы мама, а не фельдфебель. Хотите вырастить вежливого и тактичного человека, уважающего себя и других людей? Говорите „волшебные слова", в том числе, когда вы просите ребенка что-то сделать („принеси, пожалуйста, чашку из комнаты") или благодарите за выполненную просьбу („спасибо, я бы без тебя не справилась!"). Здоровайтесь с соседями, будьте вежливы и предупредительны в общественном транспорте, даже если вам встретился настоящий трамвайный хам. Детям ни к чему видеть, как вы выходите из себя.

Правильно питаемся
Если вы не хотите, чтобы ваш кроха раньше разумного возраста заинтересовался дешевыми некачественными сладостями, пивом, чипсами, быстрорастворимой лапшой и прочими сомнительными продуктами — не держите ничего подобного в доме. Ребенку же обидно, если ему не дают попробовать то, что родители с явным удовольствием едят сами. Объяснить, почему маме и папе можно есть чипсы, а Ване нельзя, не получится без вранья. Но мы ведь помним про зеркало и не хотим, чтобы кроха получил пример обмана от людей, которым он безоговорочно доверяет. И когда малыш увидит рекламу какого-нибудь малосъедобного десерта, ему будет легче смириться с невозможностью отведать это сказочное блюдо, если вы скажете просто: „Мы это не едим". Обязательно будьте последовательны в своих запретах. Если вы любите пить чай с печеньем на диване в гостиной перед телевизором, нелогично запрещать таскать еду в комнату, забудьте об этой привычке. Так что либо переносите свои чаепития в кухню, либо смиритесь с крошками на ковре.
Плохая привычка
Кроха повторяет все, что делаете вы. Если вы курите, то скоро увидите его с карандашом во рту и зажигалкой в руке. Ведь в глазах ребенка все, что делает мама — правильно и хорошо. Разумеется, и в некурящей семье записных трезвенников могут вырасти люди с дурными привычками. Но это уже другая история. А сейчас, в доме с маленьким, таким нежным и душистым членом семьи, у вас появился серьезный повод покончить с зависимостью от вонючего табака.
Не ленимся
Приучив кроху с малолетства принимать участие в решении хозяйственных вопросов, вы окажете своему наследнику гигантскую услугу. Привычка к чистоте и порядку закладывается до трех лет, воспользуйтесь этим временем, чтобы не просто заставлять ребенка убирать свои игрушки, но научить получать удовольствие от приведения дома в порядок. Если вы, что называется, творческая натура с феерическим умением создавать вокруг себя бардак и хаос, работайте над собой! В самом раннем возрасте ребенок должен уяснить, что необходимо быть точным и обязательным в своих поступках. Поэтому никогда не обещайте ему того, чего не собираетесь делать, а если что-то вдруг сорвалось, извинитесь, объясните малышу, почему не получилось выполнить обещание, и постарайтесь по возможности компенсировать собственный провал.
Больше позитива
Вас раздражают детские капризы и нытье? Ваш кроха почему-то постоянно всем недоволен? А сами вы часто шутите и напеваете веселые мелодии?
Легким и оптимистичным людям легче живется на этом свете.

Задание родителей – вырастить воспитанного человека, который будет поступать хорошо и правильно, независимо от того, кто рядом в этот момент – мама, папа, бабушка, учитель.




Автор: Бондаренко Светлана Викторовна, учитель-логопед 1 квалификационной категории  МДОУ № 4 «Сказка»

 г.Заозерск Мурманской области

 

«Игры для развития речи дошкольников: рекомендации родителям».

     Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

     Первый и главный вопрос для нее – чему учить! Благо, выбор огромен – спасибо прогрессу! Сегодня 3-4-летний «знаток» без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И все же  мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребенок открывает его для себя заново. Поэтому начнем сначала.

     Заметно облегчит жизнь самодеятельному педагогу систематизация. Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и  задания  при   ежедневной   работе   по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

     Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д.., а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т.д. Эти простейшие примеры исподволь приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал. Быстро будет расширять словарный запас.

     Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию вызывает более старший ребенок, говорящий к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»), Ваша цель – приохотить «ученика» говорить много и правильно.

     Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеленый», «изумрудный», «салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов – всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.

     Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

     Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величаво-торжественное, другое – бесшабашно-веселое, третье – трагически грустное.

     Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка), рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае – «листья»).

     Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!

     Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.

·        Ткач ткет ткани на платок Тане.

·        Около кола – колокола.

·        Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.

     А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?

·        Милая моя, ты не спишь!

·        Мама купила (купи) виноград.

·        Скорее домой!

·        У нас кончился хлеб.

     Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

     Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!

-->