Понедельник, 06.05.2024, 06:56
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Обязанности родителей по воспитанию ребенка.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, дети имеют право на особую защиту и помощь. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, является необходимым фактором воспитания ребенка.

       Равенство обязанностей родителей

На основании статьи 38 Конституции Российской Федерации, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей, то есть, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Данная конституционная норма конкретизируется семейным законодательством (главы 12,13,16 Семейного кодекса Российской Федерации). Равенство прав и обязанностей родителей в отношении детей должно соблюдаться независимо от наличия или отсутствия зарегистрированного брака между родителями.

Наличие общих прав и обязанностей родителей предполагает также солидарную ответственность каждого из них. Принцип общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка закреплен и в нормах международного права. Установлено, что родители несут общую ответственность в отношении детей.

Конвенцией о правах ребенка (статьей 18) провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности:

- административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»));

- гражданско - правовой (статьи 1073 - 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- семейно - правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации);

- уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации(«Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»)

Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом. В соответствии с законом «Об образовании», родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (в объеме 9 классов общеобразовательной школы) и создают условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

 

Обязанности родителей по защите прав и интересов детей

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители ребенка (лица, их заменяющие) обязаны ему содействовать в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка ив пределах установленного законодательством РФ объема дееспособности ребенка.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и

детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.

Осуществление родительских прав

Родители обязаны осуществлять свои права в отношении детей в установленном законом порядке и в соответствии с их интересами. Основополагающим принципом осуществления родительских прав является обеспечение прав и интересов ребенка. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей, и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

 

                      Защита прав детей в ДОУ:  мир без жестокости.                                                                                       

К сожалению, многие взрослые не знают о юридических правах ребенка и не осознают меру своей ответственности за их обеспечение как перед ребенком, так и перед законом. Речь идет о Конвенции ООН о правах ребенка, которая была ратифицирована СССР 13 июля 1990 г. В этом документе признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, обеспечение здоровья, защиту от посягательств на его честь и репутацию, вмешательства в личную жизнь, защиту от любых форм жестокого обращения с ребенком.

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».

Закон РФ «Об образовании» также утверждает право детей, обучающихся в образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства», предусматривает административное наказание работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью воспитанника».

Понятие «жестокое обращение с ребенком» меняется в зависимости от характера вреда, который наносится детям. Одним из признаков определения этого понятия является активность действий взрослых по отношению к ребенку. Если взрослый наносит физические травмы, оскорбляет, совращает — это активное причинение вреда ребенку. Если взрослый ничего не делает для обеспечения безопасности ребенка, то эти действия также наносят вред и определяются как бездействие, игнорирование потребностей ребенка.

Итак, согласно Конвенции ООН, под жестоким обращением с ребенком понимаются любые действия или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей или других взрослых, в результате чего нарушаются здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его физическому и психическому развитию, ущемляются его права и свобода.

Традиционно различают четыре общих категории  жестокого обращения с  детьми: 1) физическое, 2) сексуальное, 3) психологическое (эмоциональное), 4) пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

В свою очередь, каждая из этих категорий включает в себя ряд поведенческих проявлений.

Физическое насилие – нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний. Эти действия могут осуществляться в виде избиений, истязаний, сотрясений, ударов, пощечин, таскания за уши, прижигания горячими предметами и т.д. Выделяют подвиды физического насилия, одним из которых является физическое насилие над младенцами. Это так называемый синдром младенца, которого трясли – это когда младенца начинают трясти с такой силой, что вольно  или невольно наносят ему повреждения. Энергичное укачивание младенца или его встряска могут вызвать травму головного мозга, связанную с тем, что мозг ребёнка ещё не совсем сформирован. Последствиями таких воздействий могут быть задержка в  умственном развитии, дефекты речи, нарушения двигательных функций, потеря слуха  и даже смерть.

К физическому насилию относят и такой его редко распознаваемый подвид, как синдром Мюнхаузена, который заключается в том, что человек,  обязанный заботиться о ребёнке, выдумывает  фиктивную болезнь или провоцирует заболевание, вследствие чего «ребенок подвергается неприятным и часто вредным медицинским вмешательствам».

Дети подвергаются физическому насилию в любом возрасте. По некоторым данным, возраст жертв распределяется следующим образом: одна треть – до года, одна  треть – между годом и шестью годами и одна треть – после шести лет. При этом маленьких детей чаще избивают матери, в то время как подростков чаще бьют отцы.

Пренебрежение потребностями ребенка. О пренебрежении потребностями и нуждами ребенка или отсутствии заботы о нем идет речь, когда родители или замещающие их лица не обеспечивают ребенка пищей, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическому или физическому здоровью ребенка. Пренебрежение нуждами ребенка не всегда вызываются бедностью. Во многих малоимущих семьях дети, испытывающие недостаток в хорошей одежде и еде, тем не менее чувствуют себя любимыми и защищенными.

Эмоциональное, или психологическое насилие включает в себя постоянное отвержение, унижение, превращение  ребенка в «козла отпущения» людьми, которые должны его любить и заботиться о нем. Сюда же относятся такие действия по отношению к детям, как запирание ребенка в темной комнате, угрозы, запугивание.  Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую и неустойчивую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности. Эмоциональное насилие трудно доказать, многие авторы считают, что оно так широко распространено, что каждому человеку приходилось не раз переживать его в семье и школе. Однако длительное переживание эмоционального  или повторяющееся грубое психологическое давление могут оказывать серьёзное влияние на формирование личности  ребенка.

В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько видов.

Каков возраст детей, которые могут подвергнуться подобной опасности? Как это ни ужасно, — от 0 до совершеннолетия.

Как часто и где это может произойти с ребенком?

С разными видами жестокого обращения дети могут столкнуться:

1) По месту.

В кругу семьи — со стороны самых близких людей — матери, отца, старших членов семьи, братьев, сестер, знакомых семьи.

Вне семьи — во дворе, на улице, в компании, в образовательных учреждениях, спортивных и т.д. (от старшеклассников, взрослых, ровесников, незнакомых взрослых).

2) По времени: случайно, один раз, периодически, регулярно.

Работники дошкольного учреждения вполне реально могут столкнуться с последствиями всех форм физического и психологического насилия над ребенком. Многим педагогам известно интуитивное чувство, что с ребенком что-то не так, что его неблагополучное эмоциональное состояние и поведение имеют под собой причины, находящиеся, как правило, в семье.

По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется психологическое и физическое насилие?

Иногда это сделать совсем не просто. Чаще всего такие дети ни с кем не делятся своими переживаниями, испытывают страх, боятся раздеваться (скрывая свои синяки), замыкаются в себе, реже — бывают агрессивны по отношению к сверстникам. Подчеркиваю, что важен не один признак, а их сочетание. Приведу общие и конкретные признаки психологического и физического давления для детей дошкольного возраста, которые должны насторожить педагогов.

Эмоции — низкая самооценка, страхи (боязнь темноты, энурез), подавленное состояние или беспокойство, тревожность, агрессивность, настороженность, эмоциональная незрелость, изменчивое настроение.

Поведение — гиперактивность, жестокость по отношению к сверстникам, животным, чрезмерная пассивность, уступчивость, чрезмерное стремление к одобрению, лживость, импульсивность.

Интеллект — задержка развития речи, памяти, трудности при концентрации внимания, нестабильная успеваемость, в особо тяжелых случаях задержка психического развития.

Отношения со сверстниками — замкнутость, агрессивность или роль «козла отпущения», неумение строить игру с другими детьми.

Физическое состояние — при интенсивных физических наказаниях и пренебрежении ребенком нередко наблюдаются снижение веса, роста, неопрятный вид.

Кроме того, к этим общим нарушениям могут добавиться проблемы со сном, отрицательное отношение к своему телу, вплоть до причинения себе увечий, жалобы на боли в животе, головные боли, воспаление мочеполовых органов. Ребенок может испытывать отвращение к физическим контактам со взрослым, судорожно реагировать на поднятую руку, может испытывать чувство страха перед возможным порицанием. («А вы не будете меня ругать?» — спрашивает малыш, едва войдя в комнату психолога, которого он видит впервые.)

Когда такой ребенок приходит в группу детского сада, то опытный воспитатель сразу разделяет детей на слишком тихих, замкнутых и слишком шумных, даже агрессивных. «Тихони» чаще остаются в тени внимания воспитателя, хотя и имеют свои эмоциональные проблемы. Непослушные, шумные дети приковывают к себе большую долю внимания педагога.

Как показывает практика, в дошкольном учреждении существуют дети с определенными чертами характера, которые чаще остальных «вызывают огонь на себя», раздражая своим поведением то воспитателей, то сверстников. Конечно, это, прежде всего, дети импульсивные, непоседливые, агрессивные, которые чаще получают замечания от воспитателя, являются «неудобными». Кроме того, такие дети из-за несформированности игровых и коммуникативных навыков не могут найти взаимопонимания и со сверстниками.

Исследования показывают, что, если не принимать мер, подобное поведение ребенка почти наверняка сделает его изгоем в коллективе сверстников, что крайне нежелательно для развития эмоционально-личностной сферы. Воспитателей можно понять, когда агрессивный ребенок вызывает негативные чувства, но при этом педагог должен знать, что такой ребенок нуждается в ласке и внимании даже больше, чем более благополучные дети. Поэтому наказания таких детей (тем более публичные перед всей группой), навешивание ярлыков («хулиган», «чума», «драчун»), сделанное взрослым в сердцах необдуманное замечание еще больше отдаляют их как от детей, так и от педагогов.

Главное в этой ситуации — понять, что причины нежелательного поведения ребенка в группе детского сада также являются проблемой и для его семьи, и для самого ребенка. Просто такие дети не умеют адекватными, социально приемлемыми способами добиваться внимания и уважения со стороны взрослых и сверстников. Увы, такой опыт общения они приобрели в семье, до поступления в детский сад. Лучше постараться показать «трудному» ребенку примеры конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций, чем порицать и наказывать его. Необходима также консультация у психолога детского сада, который поможет воспитателю грамотно построить взаимодействие с таким ребенком.

В условиях группы детского сада дети очень редко могут причинить друг другу значительный физический вред. Даже агрессивные, драчливые дети понимают, что такое границы дозволенного поведения, за которым зорко следят взрослые. Но что касается негативных психологических переживаний, которые может испытать ребенок от общения со взрослыми и детьми детского сада, то такие явления совсем не редкость.

 

Например, ребенок может сильно переживать из-за того, что:
— воспитатель его часто наказывает, критикует за ошибки, поведение, особенно в присутствии других детей;
— воспитатель игнорирует, не замечает ребенка;
— дети не принимают его в игры («не хотят со мной дружить»);
— дети дразнят его, обзывают, подчеркивая его недостатки и физические изъяны.

 

Далеко не все взрослые (родители, педагоги) понимают, что психологическое насилие также вредно для ребенка, как и физическое. Это происходит потому, что многие взрослые свои негативные высказывания в адрес ребенка совсем не склонны расценивать как эмоциональное насилие над ребенком. Тем не менее специалисты выделяют виды психологического насилия:
игнорирование — отказ ребенку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности;
отвержение — чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичное унижение, подчеркивание недостатков;

угрозы, запугивание;

изолирование — установление ограничения контактов со значимыми для него людьми — бабушкой, отцом.
Применяя к ребенку наказание, следует помнить о некоторых разумных правилах:
o   наказание не должно вредить здоровью, физическому и психическому;
o   никаких наказаний для «профилактики», впрок;
o   наказание не должно производиться за счет любви, нельзя лишать ребенка заслуженной награды и похвалы;
o   лучше не наказывать, если наказание запоздало;
o   после наказания ребенок должен быть прощен, и упоминать его прежние грехи некорректно, предвзятость отношения к ребенку недопустима;
o   наказание не должно унижать человеческое достоинство ребенка.
o   нельзя наказывать из-за желания самоутверждения, превосходства над ребенком.
o   наказание должно быть понятно ребенку и приниматься им как справедливое, иначе результат будет обратным.